Игры и занятия с детьми

Игры и задания для подготовки детей к школе

задания для подготовки детей к школеЧем раньше вы начнете знакомить ребенка с окружающей действительностью и знаниями, необходимыми при поступлении в школу, тем спокойнее и безболезненнее пройдет для ребенка период адаптации. 

Для ребенка дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Поэтому задания для подготовки детей к школе должны осуществляться в игровой форме и в процессе домашнего бытового общения. Обратите внимание на воспитание ребенка по методу Монтессори, который способствует познанию мира, изучению предметов и явлений.

Игры для развития пространственного восприятия

К 6 годам ребенок уже должен хорошо ориентироваться в пространстве и понимать значение таких слов, как: над, под, за, перед, впереди, сзади, сверху, снизу, слева, справа.

Для этого можно поиграть в такие игры:

  • положите зайку рядом с куклой и попросите ребенка сказать, где находится зайка по отношению к кукле. Важно, чтобы ребенок использовал слова «спереди», «сзади», «слева» и т.п. Если малыш путается, то поменяйтесь с ним: пусть он перекладывает зайку относительно куклы, а вы называйте его расположение. Такую игру уже можно проводить уже в 2 — 3-х летнем возрасте.
  • приучая малыша помогать вам на кухне, можно играть подобным образом, как в предыдущем способе, только при сервировке стола (хлебницу ставим в середине, солонку за ней, тарелки по краям стола,вилку кладем слева от тарелки, нож справа и т.д.). Здесь же можно обратить внимание и на форму предметов: тарелка —  круглая, салфетка — квадратная).
  • хорошо тренировать пространственное восприятие во время игры в мяч или во время зарядки: руки вверх, мяч бросаем влево, прыжок назад и т.п. Наберитесь терпения, если ребенок путается, и не ругайте его.
  • для детей 5 — 6  лет подойдет такая игра: в середине листа бумаги нарисуйте квадрат. Возьмите пуговицы разных цветов и размеров. Попросите ребенка выполнять задания: положи маленькую красную пуговицу над квадратом, положи большую синюю в середину квадрата, маленькую пуговку в верхний левый угол листа бумаги и т.п. Не давайте следующее задание ребенку, если он не выполнил предыдущее. Важно, чтобы ребенок понял и разобрался, а не количество заданий.

Еще игры на развитие восприятия.

Игры и задания для знакомства с математическими величинами и понятиями

До школы ребенок уже должен быть знаком с основными геометрическими фигурами — круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, — и не путать их. Будет хорошо, если ребенок сможет объяснить, чем отличаются, и что общего, например, у квадрата и прямоугольника.

Также нужно сравнивать предметы по величине: большой — маленький.

Все это тоже познается в процессе бытового общения. Кухня — просто кладезь знаний для малыша. Там же можно потренироваться в определении формы и величины предметов (тарелка больше, чем блюдце; одно яблоко больше другого).

Когда ребенок уже хорошо различает фигуры, потренируйтесь чертить их с помощью линейки и трафаретов. Это также будет способствовать  развитию мелкой моторики.

При походе в магазин, объясните ребенку, что некоторые продукты продаются штучно, а некоторые на вес. Дома продемонстрируйте на примере круп, что 2 маленьких стаканчика вмещают столько же крупы, сколько один большой. Тоже самое можно проделывать, плюхаясь в ванне, ведь дети любят играть с водой и переливать из одной емкости в другую.

Для закрепления изучения счета просите ребенка принести 3 моркови, 2 огурца, достать 4 ложки и т.п.

Считайте все, что можно: игрушки, фрукты, конфеты, счетные палочки. Проделывайте с ними различные манипуляции, например, «давай добавим 2 палочки и посчитаем, сколько теперь у нас получилось», «давай угостим бабушку конфетой. Сколько осталось?»

Подготовка к занятиям по письму

Прежде чем переходить непосредственно к обучению письму, необходимо тренировать мелкую мускулатуру рук, а также мышцы спины.

Для развития пальчиков малыша подойдут любые мелкие подручные предметы (пуговицы, макароны, крупа). Помните, что играть с такими мелкими предметами ребенку можно только в присутствии взрослых.

Для ребенка постарше отличную помощь окажут такие занятия как лепка, вырезание, раскрашивание, штрихование, работа по трафаретам, составление мозаики. В быту вам поможет застегивание пуговиц, завязывание бантиков и шнурков.

В 5 — 6 лет, в зависимости от того, насколько подготовлен ваш ребенок, можно познакомить его с тетрадной клеткой и линейкой. Сначала можно только обводить клетку или рисовать по точкам. Хорошее упражнение для закрепления понятий «вверх — вниз», «влево — вправо», когда вы диктуете ребенку, куда вести линию: например, 2 клетки вверх, 1 клетку вправо,1 вниз и т.д. до конца строчки.

Первое время ребенку удобнее работать простым карандашом, а не ручкой.

Процесс обучения письму букв тесно связан с их изучением, знакомством со звуками и обучением чтению. Поэтому прежде чем учить ребенка писать буквы, начните с их печатного начертания, и только после знакомства со всеми звуками алфавита, переходите к письменному обозначению букв.

Задания для подготовки детей к школе к занятиям по чтению

Знакомство со звуками и буквами рекомендуется начинать с гласных в том порядке, как они расположены в Букваре.

Очень полезны игры для детей 6 лет по определению звукового анализа слова:

  • Вспомни слово, которое начинается на букву «а». Лучше, если одно слово будет называть ребенок, а одно мама.
  • Определи на слух, какой первый звук в слове.
  • Найди в словах и обведи в кружочки букву «е».

До школы следует озаботиться тем, чтобы ребенок четко произносил звуки и слова, не картавил и не шепелявил, так как нарушения произношения могут создать ребенку трудности в освоении грамоты. Например, если ребенок одинаково произносит звуки «ж» и «з», то при письме он может их путать.

Очень хорошо, если в вашем детском садике есть штатный логопед. Если же нет, то придется нанимать частного или заниматься своими силами.

Вместе с обучением чтению необходимо развивать навыки устной речи.

Речевая подготовка детей

речевая подготовка ребенка к школеРечевая подготовка детей к школе включает в себя умение правильно строить предложения, выражать свои мысли, понимать, о чем прочитали и рассказали.

Пред тем как читать малышу на ночь сказку, поставьте перед ним простые вопросы. Вопросы нужно сформулировать именно перед чтением, чтобы ребенок слушал и обдумывал в процессе ответы на них. Например, вы говорите ребенку: «Сегодня я прочитаю тебе сказку «Три поросенка», а ты внимательно послушай, и потом расскажешь мне, какие домики построили поросята, и потом мы вместе подумаем, почему волку не удалось поймать поросят». Скорее всего, первое время ребенок будет забывать про вопрос еще в начале чтения, но со временем привыкнет, и будет слушать более внимательно. Проявляйте больше терпения и доброжелательности.

Поощряйте ребенка как можно больше говорить и рассуждать.

Чтобы научить ребенка пересказывать, используйте сначала маленькие тексты из 4 — 8 предложений. К каждому предложению составьте вопрос так, чтобы в результате ответов на них получался пересказ. То есть сначала ребенок отвечает на вопросы, а потом уже сам пытается рассказать.

речевая подготовка

Не используйте принуждение. Если ребенок сегодня не хочет читать или слушать сказку, можно посмотреть перед сном мультик, а потом также обсудить его и попробовать пересказать.

Используйте каждую возможность для развития способностей своего ребенка: походы в магазин, совместные творческие и спортивные занятия, помощь на кухне. Чем бы вы не занимались, всегда найдется что-то новое и интересное, о чем можно рассказать ребенку в процессе. При походе в магазин прекрасная возможность рассказать ребенку про молочные продукты: какие бывают, откуда берутся, какое животное дает молоко. При поездке на дачу посмотрите, как растут овощи и фрукты, что общего между корнеплодами, как ухаживать за ними и т.п.

Поощряйте ребенка задавать вопросы, не отмахивайтесь от него, если эти вопросы кажутся вам глупыми, не высмеивайте и не потешайтесь над ребенком, если он чего-то не понимает.

Если ваш ребенок перед школой еще не умеет читать и писать, то не спешите наверстывать упущенное ускоренными темпами за одно лето. Гораздо важнее, чтобы ребенок психологически был готов к школе: не испытывал негатива по отношению к учебе, умел строить общение со сверстниками и взрослыми, контролировать себя на уроке. Для этого вы можете ознакомиться с рекомендациями родителям по подготовке детей к школе.

 

 

Буду признательна, если нажмете на кнопки социальных сетей

Оставить комментарий