Развитие и психология ребенка

Восприятие детей. Особенности и игры на развитие восприятия

восприятие ребенка в раннем детствеНесмотря на то, что восприятие детей начинает развиваться с момента их рождения, к концу первого года жизни оно все еще не совершенно. Однако именно восприятие ребенка лежит в основе всего его поведения и преобладает над другими психическими процессами.

Особенности восприятия ребенка в раннем детстве

Малыш в таком возрасте ещё не способен сделать систематический осмотр предмета с анализом его свойств. Чаще всего ребёнок воспринимает одно наиболее ярко выраженное свойство предмета и согласно ему опознает предмет.

Хотя ребёнок 1-2 лет способен узнавать животных на рисунках, это ещё не означает, что он сопоставляет их с реальными объектами. Скорее, он воспринимает их как отдельные, самостоятельные вещи.

Для ребёнка не важна пространственная ориентация изображения: он может смотреть книгу вверх ногами, абсолютно не смущаясь этому. Это доказывает, что он узнаёт предметы по какому-либо одному признаку, отбрасывая остальные.

Во время самого начала манипулирования с предметами для малыша имеет значение форма и величина предмета, его цвет выступает второстепенным признаком. Ребёнок одинаково узнаёт предметы как окрашенные, так и неокрашенные. Его абсолютно не смущает неестественная окраска предметов. Однако это не указывает на отсутствие различения цветов ребёнком этого возраста, а говорит о том, что он не воспринимает их как признаки предмета.

Другой вид действий малыша – это орудийные. Ребёнок делает попытки достать палкой игрушку, постоянно подбирая размер палки.

На 2-ом году у ребёнка появляются мерки предметов. Он уже не примеривает каждое колечко пирамидки или необходимую длину палки, а делает это «на глаз», то есть сравнение предметов «переходит внутрь».

На 3-ем году жизни ребёнок достаточно точно выбирает по образцу предметы по какому-либо из свойств (цвет, форма, размер). Однако если предметов будет много, либо они будут состоять из множества деталей, цветов, то это вызовет у малыша затруднение.

Ребёнку этого возраста даются хорошо освоение действий по определению величины, цвета, формы. Но если ему предложить что-то новое, то его восприятие окажется неточным, что может смутить некоторых родителей. Например, ребёнок хорошо различает цвета, даже не очень контрастные, но ему предлагают два кубика – синий и красный – и дают ещё один синий и предлагают из двух выбрать такой же и поставить его на образец. Малыш, скорее всего, поставит кубики друг на друга независимо от цвета, так как задача для него незнакома, и он понимает его как простое «накладывание» кубиков.

Во время рисования малыш использует не тот цвет, который присущ рисуемому предмету, а тот, который ему больше по вкусу.

особенности восприятия ребенка в раннем детствеЕсли на 2-ом году ребёнок использует для сравнения каждый раз новые предметы, то на 3-ем году у него уже постоянные «эталоны», которые не обязательно должны быть всегда перед глазами. Например, при показе ему треугольных предметов, он скажет «как крыша», круглых – «как мячик».

Большинство детей на третьем году не сразу начинают использовать в речи обозначение свойств предметов. Но это не должно смущать родителей. Это такая психологическая особенность: названия предметов и действий дети начинают говорить раньше, чем свойства этих предметов. Ведь лопатка всегда остаётся лопаткой, хоть и красной, синей или зелёной. Ей нужно копать независимо от её свойств. А к понятию, например, «зелёный» нужно прийти путём многих обобщений, причём это свойство совершенно не связано с назначением самого предмета.

Виды восприятия

Основные виды восприятия различают по задействованному анализатору:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • обонятельное;
  • осязательное (тактильное);
  • вкусовое.

Кроме того, выделяют еще такие виды восприятия как: простые (величина, форма предметов, их цвета); сложные; специальные (пространство, время и движение).

Игры на развитие восприятия у детей

Игры на развитие зрительного восприятия

Для развития зрительного восприятия подойдут любые окружающие предметы: игрушки или бытовые предметы. Используйте их, чтобы учиться определять цвет, размер (большой — маленький), форму (круглый, квадратный, «как крыша» — если ребенок еще не знает названия соответствующей фигуры), пространственное положение объектов (ниже — выше, ближе — дальше, левее — правее).

Дидактические игры на развитие зрительного восприятия

1. Найди одинаковые предметы

игры на восприятие

2. Лабиринты

игра для развития восприятия

3. Найди различия

зрительное восприятие

4. Дорисуй картинки

развитие зрительного восприятия

5. Узнай по контуру

развитие зрительного восприятия6. Что нарисовано на картинке

развитие восприятия с помощью дидактической игрыЭти и подобные игры способствуют развитию зрительного восприятия, учат обобщать, анализировать и сравнивать, развивают глазомер ребенка.

Развитие слухового восприятия ребенка

Слуховое восприятие необходимо развивать, чтобы ребенок учился правильно говорить. Помимо этого восприятие неречевых звуков помогает ориентироваться в пространстве.

Для развития слухового восприятия предлагайте ребенку слушать различные звуки:

  • звуки природы;
  • голоса животных и птиц;
  • звуки, которые издают различные приборы и предметы (шум и сигнал автомобиля, тиканье часов, погремушка, дверной звонок и т.п.)
  • музыка

Особое внимание следует уделить восприятию речевых звуков. Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3 лет. Можно разучивать чистоговорки, скороговорки, считалки. Чистоговорки содержат сочетания звуков, трудных для произношения. Они способствуют развитию речевого аппарата и развитию фонематического восприятия, а значит, четкому и правильному произношению, что необходимо для последующего обучения чтению.

Игры на развитие слухового восприятия

  1. Кто летит?»( жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”)
  2. Игра «Испорченный телефон»
  3. Игра «Где позвонили?» или «Жмурки» с колокольчиком
  4. Тихо – громко говори. Это игра для развития фонематического слуха. Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука). Нужно произнести чистоговорку сначала шепотом, потом тихо, а потом громко.

Развитие тактильного восприятия

Тактильное восприятие хорошо развивается, когда ребенок ощупывает предметы различной формы, размеры и текстуры. Очень полезны игры с водой, игры с песком и другими сыпучими материалами, лепка, пальчиковая гимнастика. Но тактильные ощущения мы испытываем не только пальцами рук. Поэтому летом детей необходимо поощрять ходить босиком.

Игры и занятия для развития тактильного восприятия у детей

развитие тактильного восприятия

Массажные мячики

  1. Мозаика
  2. Конструктор
  3. Лепка
  4. Аппликации из различных материалов
  5. Сортировка мелких предметов (пуговицы, камушки, желуди, ракушки) по величине, форме, материалу с открытыми глазами и закрытыми
  6. Оригами и макраме для детей постарше
  7. Массажные мячики
  8. Узнавание других людей с закрытыми глазами.

Игры на развитие обонятельного и вкусового восприятия

Игра «Определи на вкус»:

— сырые и вареные продукты;

— что за фрукт;

— из чего варенье;

— растворы: сладкий, кислый, соленый.

Игра «Определи на запах» проводится с завязанными глазами:

— съедобное и несъедобное;

— что сегодня на обед;

— в какой банке какой продукт (можно использовать кофе, апельсин, специи)

Восприятие ребенка развивается и в дошкольном, и в школьном возрасте. Помимо восприятия развиваются и другие психические процессы: память, речь, мышление. Для развития восприятия ребенка используйте любые игры и игрушки, бытовые предметы, в общем, все, что вас окружает. В процессе этих игр у ребенка также развиваются и его способности.

 

 

Буду признательна, если нажмете на кнопки социальных сетей

Оставить комментарий