- Особенности восприятия ребенка в раннем детстве
- Виды восприятия
- Игры на развитие восприятия у детей
- Развитие слухового восприятия ребенка
- Игры на развитие слухового восприятия
- Развитие тактильного восприятия
- Игры и занятия для развития тактильного восприятия у детей
- Игры на развитие обонятельного и вкусового восприятия
Несмотря на то, что восприятие детей начинает развиваться с момента их рождения, к концу первого года жизни оно все еще не совершенно. Однако именно восприятие ребенка лежит в основе всего его поведения и преобладает над другими психическими процессами.
Особенности восприятия ребенка в раннем детстве
Малыш в таком возрасте ещё не способен сделать систематический осмотр предмета с анализом его свойств. Чаще всего ребёнок воспринимает одно наиболее ярко выраженное свойство предмета и согласно ему опознает предмет.
Хотя ребёнок 1-2 лет способен узнавать животных на рисунках, это ещё не означает, что он сопоставляет их с реальными объектами. Скорее, он воспринимает их как отдельные, самостоятельные вещи.
Для ребёнка не важна пространственная ориентация изображения: он может смотреть книгу вверх ногами, абсолютно не смущаясь этому. Это доказывает, что он узнаёт предметы по какому-либо одному признаку, отбрасывая остальные.
Во время самого начала манипулирования с предметами для малыша имеет значение форма и величина предмета, его цвет выступает второстепенным признаком. Ребёнок одинаково узнаёт предметы как окрашенные, так и неокрашенные. Его абсолютно не смущает неестественная окраска предметов. Однако это не указывает на отсутствие различения цветов ребёнком этого возраста, а говорит о том, что он не воспринимает их как признаки предмета.
Другой вид действий малыша – это орудийные. Ребёнок делает попытки достать палкой игрушку, постоянно подбирая размер палки.
На 2-ом году у ребёнка появляются мерки предметов. Он уже не примеривает каждое колечко пирамидки или необходимую длину палки, а делает это «на глаз», то есть сравнение предметов «переходит внутрь».
На 3-ем году жизни ребёнок достаточно точно выбирает по образцу предметы по какому-либо из свойств (цвет, форма, размер). Однако если предметов будет много, либо они будут состоять из множества деталей, цветов, то это вызовет у малыша затруднение.
Ребёнку этого возраста даются хорошо освоение действий по определению величины, цвета, формы. Но если ему предложить что-то новое, то его восприятие окажется неточным, что может смутить некоторых родителей. Например, ребёнок хорошо различает цвета, даже не очень контрастные, но ему предлагают два кубика – синий и красный – и дают ещё один синий и предлагают из двух выбрать такой же и поставить его на образец. Малыш, скорее всего, поставит кубики друг на друга независимо от цвета, так как задача для него незнакома, и он понимает его как простое «накладывание» кубиков.
Во время рисования малыш использует не тот цвет, который присущ рисуемому предмету, а тот, который ему больше по вкусу.
Если на 2-ом году ребёнок использует для сравнения каждый раз новые предметы, то на 3-ем году у него уже постоянные «эталоны», которые не обязательно должны быть всегда перед глазами. Например, при показе ему треугольных предметов, он скажет «как крыша», круглых – «как мячик».
Большинство детей на третьем году не сразу начинают использовать в речи обозначение свойств предметов. Но это не должно смущать родителей. Это такая психологическая особенность: названия предметов и действий дети начинают говорить раньше, чем свойства этих предметов. Ведь лопатка всегда остаётся лопаткой, хоть и красной, синей или зелёной. Ей нужно копать независимо от её свойств. А к понятию, например, «зелёный» нужно прийти путём многих обобщений, причём это свойство совершенно не связано с назначением самого предмета.
Виды восприятия
Основные виды восприятия различают по задействованному анализатору:
- зрительное;
- слуховое;
- обонятельное;
- осязательное (тактильное);
- вкусовое.
Кроме того, выделяют еще такие виды восприятия как: простые (величина, форма предметов, их цвета); сложные; специальные (пространство, время и движение).
Игры на развитие восприятия у детей
Игры на развитие зрительного восприятия
Для развития зрительного восприятия подойдут любые окружающие предметы: игрушки или бытовые предметы. Используйте их, чтобы учиться определять цвет, размер (большой — маленький), форму (круглый, квадратный, «как крыша» — если ребенок еще не знает названия соответствующей фигуры), пространственное положение объектов (ниже — выше, ближе — дальше, левее — правее).
Дидактические игры на развитие зрительного восприятия
1. Найди одинаковые предметы
2. Лабиринты
3. Найди различия
4. Дорисуй картинки
5. Узнай по контуру
6. Что нарисовано на картинке
Эти и подобные игры способствуют развитию зрительного восприятия, учат обобщать, анализировать и сравнивать, развивают глазомер ребенка.
Развитие слухового восприятия ребенка
Слуховое восприятие необходимо развивать, чтобы ребенок учился правильно говорить. Помимо этого восприятие неречевых звуков помогает ориентироваться в пространстве.
Для развития слухового восприятия предлагайте ребенку слушать различные звуки:
- звуки природы;
- голоса животных и птиц;
- звуки, которые издают различные приборы и предметы (шум и сигнал автомобиля, тиканье часов, погремушка, дверной звонок и т.п.)
- музыка
Особое внимание следует уделить восприятию речевых звуков. Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3 лет. Можно разучивать чистоговорки, скороговорки, считалки. Чистоговорки содержат сочетания звуков, трудных для произношения. Они способствуют развитию речевого аппарата и развитию фонематического восприятия, а значит, четкому и правильному произношению, что необходимо для последующего обучения чтению.
Игры на развитие слухового восприятия
- Кто летит?»( жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”)
- Игра «Испорченный телефон»
- Игра «Где позвонили?» или «Жмурки» с колокольчиком
- Тихо – громко говори. Это игра для развития фонематического слуха. Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука). Нужно произнести чистоговорку сначала шепотом, потом тихо, а потом громко.
Развитие тактильного восприятия
Тактильное восприятие хорошо развивается, когда ребенок ощупывает предметы различной формы, размеры и текстуры. Очень полезны игры с водой, игры с песком и другими сыпучими материалами, лепка, пальчиковая гимнастика. Но тактильные ощущения мы испытываем не только пальцами рук. Поэтому летом детей необходимо поощрять ходить босиком.
Игры и занятия для развития тактильного восприятия у детей
- Мозаика
- Конструктор
- Лепка
- Аппликации из различных материалов
- Сортировка мелких предметов (пуговицы, камушки, желуди, ракушки) по величине, форме, материалу с открытыми глазами и закрытыми
- Оригами и макраме для детей постарше
- Массажные мячики
- Узнавание других людей с закрытыми глазами.
Игры на развитие обонятельного и вкусового восприятия
Игра «Определи на вкус»:
— сырые и вареные продукты;
— что за фрукт;
— из чего варенье;
— растворы: сладкий, кислый, соленый.
Игра «Определи на запах» проводится с завязанными глазами:
— съедобное и несъедобное;
— что сегодня на обед;
— в какой банке какой продукт (можно использовать кофе, апельсин, специи)
Восприятие ребенка развивается и в дошкольном, и в школьном возрасте. Помимо восприятия развиваются и другие психические процессы: память, речь, мышление. Для развития восприятия ребенка используйте любые игры и игрушки, бытовые предметы, в общем, все, что вас окружает. В процессе этих игр у ребенка также развиваются и его способности.