Современный мир требует своих методов выживания и адаптации в социальной среде. Нередко успех сопровождает сильных цельных личностей с достаточным уровнем самоорганизации и развития. Но не секрет, что лидерские качества всегда рождаются на базе командной, совместной деятельности. И часто именно команда способна оценить и выбрать лидера.
А как вы думаете, какое качество лидера подсознательно будет важно для людей? Скорей всего, именно социальный альтруизм, выраженный в человеколюбии, способности поддержать, самоотверженности в действиях, гуманности.
Социальный альтруизм развивается именно в детстве. Это абсолютный антоним эгоизму. И если вам важно вырастить здоровую, социально-адаптированную личность, успешного человека, то, конечно, очень важно задуматься о воспитании альтруизма.
Воспитатели-психологи сделали очень интересное исследование на базе обычной игры ребятишек с мячом. Они проанализировали 2 ситуации. В первом случае взрослый и ребенок находились рядом, но каждый играл своим мячиком. Когда у взрослого мячик случайно укатывался, то малыш очень неохотно бежал за ним, чтобы его вернуть взрослому. Ему было не интересно думать о другом человеке и его потребности, т.к. каждый находился в зоне интереса своего занятия.
Во втором случае проводилась совместная игра с мячом. И в любом случае, даже когда мячик катился от взрослого, малыш с радостью бежал за ним. Социальный альтруизм проявился именно в команде — совместном занятии. Ребенок автоматически проявлял качества самоотдачи, старался быть полезным другому. Именно поэтому для развитии социального альтруизма ребенка очень важны занятия в группе, когда он может проявить самоотдачу и бескорыстие по отношению к другому.
Очень важно при этом не путать такие занятия и акты гуманизма с ситуацией, когда малыш не хочет отдавать любимую игрушку. Малыш не способен осознать смысл такого действия, он боится, что любимая вещь может не вернуться к нему. А вот приучать малыша делиться необходимо. Как и помогать более слабым и беззащитным.
Конечно, примером всегда будет поведение и поступки взрослых. Будьте сами благородны и гуманны. А наблюдая за детьми, мягко корректируйте их поведение, учите любить людей и животных. Даже если ваш ребенок не станет лидером (лидерские качества чаще всего заложены генетически), качества характера, заложенные социальным альтруизмом сформируют полноценную здоровую личность!
Учите ребенка доброте!
Познакомьтесь с книгой для детей 4–8 лет и в то же время для родителей, озабоченных нравственным воспитанием ребёнка. Она написана простым языком в форме разговоров с детьми о «добре и зле». Вы будете одновременно читать и беседовать о поступках героев из любимых сказок, а также о случаях из реальной жизни детей. Ребенок сможет глубже прочувствовать значение таких слов, как совесть, справедливость, честность, вина, сочувствие. В тексте много вопросов, обращенных к личной жизни и переживаниям вашего ребёнка.