Суть метода Монтессори заключается в следующих психологических принципах:
- Не нужно делать за ребенка то, что он может делать сам.
- Не нужно давать оценки деятельности ребенка. Свою деятельность он должен учиться оценивать сам;
- Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Сравнение ребенка возможно только с самим собой: каким я был вчера и каким я стал сегодня.
Как эти принципы реализовать, читайте в статье Тима Селдина.
Тим Селдин — председатель фонда Монтессори и Международного совета Монтессори. В детстве сам был учеником одной из монтессори-школ, позже работал педагогом и руководителем монтессори-школы. 40 лет опыта в преподавании по системе Марии Монтессори. Автор нескольких книг по воспитанию, в том числе бестселлера «Как вырастить удивительного ребенка». Отец троих взрослых детей.
Дети имеют встроенный двигатель для совершения открытий. Поощряйте своего ребенка наблюдать за окружающей средой и миром и удивляться всему вокруг. Мария Монтессори полагала, что все дети ведут себя как “маленькие ученые”: они стремятся наблюдать, познавать и делать открытия об окружающем их мире. Для знакомства с окружающим миром малыши, например, наблюдают, что происходит, когда они уронили игрушку из своего высокого детского стульчика или играют с водой в ванне. Этот двигатель для открытий продолжает развиваться вместе с тем, как дети растут и становятся более предприимчивыми: когда они используют грязь для создания пирогов во дворе или поселяют червяков посреди гостиной. Дети рождаются с чудесным воображением и острым желанием исследовать мир. Поощряйте это в вашем ребенке — помогайте ему обнаружить красоту и вдохновение во всем окружающем.
Метод Монтессори в раннем детстве
С точки зрения ребенка
Помните, что мир вашего ребенка простирается у него под ногами. Наблюдение за жизнью с этой точки зрения может помочь вам вновь открыть смысл удивления маленького ребенка. Следуйте примеру своего ребенка, и будьте готовы остановиться и исследовать что-либо, что захватило его интерес — божья коровка или цветок, например. Не беспокойтесь, когда вам кажется, что он бездельничает или делает что-то медленно — приспосабливайтесь к его темпу. Лучший способ для изучения детьми каких-либо процессов и явлений – непосредственное участие, а не разговоры о них. Лучше всего это работает для маленьких детей, но также это относится и к более старшим детям и подросткам. Когда дети маленькие, они не только изучают предметы и явления, но еще они учатся, как учиться. Ни одна книга, используя слова и иллюстрации, не сможет описать мир, существующий вокруг маленького ручья или под гниющим бревном. И ни одна книга не может заменить реальное и близкое знакомство с предметом или явлением. Книги и другие информационные материалы помогут детям для закрепления и расширения впечатлений, но фундамент должен быть заложен в процессе непосредственного наблюдения и практического опыта.
Знакомство с миром
Дети любят находиться на свежем воздухе, бродить, лазить по деревьям, собирать ягоды и шишки. Они любят помогать заботиться о растениях в огороде или кормить мелких животных, таких как утки, кролики и цыплята. Воспоминания этих дней, проведенных, путешествуя пешком с родителями в лесах, играя на берегу или гуляя по пляжу, собирая раковины, остаются на всю жизнь. Знакомство с миром у ребенка начинается с прогулок на улице в те моменты, когда вы вытаскиваете его из коляски. Найдите время, чтобы показать ему мир. Даже самые маленькие дети поглощают атмосферу и звуки улицы — облака, проплывающие наверху, вид и запах цветов в саду, ветер, шелестящий листьями в деревьях. Все это производит сильное и длительное впечатление. Будет ли это летом, осенью, весной, или зимой, — каждый сезон имеет свою собственную красоту. Обратите внимание на мелочи: крошечный цветок, пробившийся через снег, красивую ракушку, резной лист. По мере взросления ребенка, рассматривайте знакомые вещи более детально: “Смотри, там дом бабушки! Какие чудесные цветы выросли у нее возле двери!” или “ты видишь гнездо, которое построили птицы на дереве? Скоро они отложат яйца, и у них будут птенцы!”. Зимой, когда вы видите следы животных на свежем снегу, спрашивайте и рассуждайте, чьи это могут быть следы.
Стюарды планеты
Другая ключевая идея Монтессори состоит в том, что дети являются стюардами Земли и должны учиться заботиться об отдаленных местах, будь то тропические леса и ледники, или островки природы в городе или пригороде, а также сохранить их на будущее. Учите детей уважать и почитать все живое. В конце концов, мы все — часть природы, зависящей от неустойчивого равновесия мира. Например, мы часто учим детей думать о почве как о «грязи», слово, подразумевающее что-то противное многим людям. Учите их уважать хорошую, богатую почву и все живое, что она поддерживает на нашей планете. Подчеркните потребность рассматривать каждое живое существо с осторожностью. Учите своего ребенка не срывать листья и цветы бесцельно, чтобы выбросить их, но собирать их только с пользой. Нормально иногда собрать полевые цветы, затем засушить их или поместить в вазу с водой, чтобы сохранить их максимально долго. Учите своего ребенка ходить деликатно по земле, беря только то, в чем он нуждается. Учите его никогда не сорить. Если вы видите мусор на земле, соберите его и несите с собой, пока не дойдете до места, где можно его выбросить. Это особенно касается бутылок, битого стекла, банок и полиэтиленовых пакетов, которые не только неприглядны, но также и могут навредить животным.
Методика Марии Монтессори в домашних условиях
Маленькие дети хотят быть частью нашего мира. Для них работа является такой же забавой как и игра, если им предоставить возможность делать это. Лучший способ поощрить ребенка испробовать новые навыки состоит в том, чтобы медленно и доступно продемонстрировать действие в простых способах, которые он может понять. Дайте ему время попробовать и попрактиковаться. Не ругайте за ошибки, а позвольте исправить их. В этом заключается один из методов Монтессори. Попытайтесь смотреть на мир с точки зрения ребенка. Путем предоставления ему ясных границ и тщательных рекомендаций, вы можете позволить ему научиться делать какие-либо вещи для себя. Это разовьет у него чувство собственного достоинства и уверенность с независимостью.
Вопрос размера
Чтобы ребенку было легче осваивать новые навыки, найдите предметы и инструменты, которые будут подходить ребенку по размеру. Большинство задач для ребенка можно сделать намного легче, если подобрать им оборудование по размеру, который является подходящим для их возраста. Большинство родителей может найти зубные щетки для соответствующего возраста ребенка, но существуют также специальные детские чашки, вилки, ложки, лейки, веники и щетки, и даже тюбики с зубной пастой.
Реальные вещи
Дети могут легко убирать на место вещи, мыть овощи или научиться накрывать на стол. Методика Марии Монтессори почти не предусматривает запретов. Дети не всегда хотят делать то, что мы делаем, и не нужно заставлять ребенка мыть посуду, когда он действительно хочет играть. Но когда ребенок спрашивает или дает вам понять, что он действительно хочет помочь, будьте готовы показать и объяснить, что и как нужно делать. И, если вы нашли время, чтобы организовать на кухне удобное рабочее место для ребенка и приобрели несколько основных инструментов по возрасту ребенка, то, вероятнее всего, он будет возвращаться, чтобы помогать вам снова и снова.
Шаг за шагом
Многие из ежедневных навыков дети приобретают по ходу взаимодействия с людьми и предметами. Путем разбивания задач на маленькие шаги, вы можете помочь своему ребенку справиться с каждым уровнем сложности постепенно. Проявите этот подход, когда Вы хотите научить своего ребенка, как сортировать чистые носки в прачечной или поместить цветы в вазу. Думайте о каждом шаге и как вы можете сделать каждый из них простым. Не нужно пускаться в долгие объяснения: опишите каждый шаг несколькими словами, поскольку вы все равно демонстрируете его, таким образом, ребенок концентрируется на том, что вы делаете, а не что Вы говорите. Позвольте ребенку практиковаться, пока у него не начнет получаться каждый шаг. Обучение езде на велосипеде является хорошей аналогией. Когда дети готовы, родители часто дают им трехколесный велосипед и позволяют им учиться, как на него залезть и слезть, как держаться и крутить педали. Потом настает время, когда дети просят двухколесный велосипед, который теперь больше подходит им по возрасту. И теперь ребенок привыкает к новому велосипеду: дополнительные колеса помогают сохранить этот намного больший велосипед вертикально, и позволяют Вашему ребенку привыкать к педалям, рулю и тормозу. После того, как ребенок освоился, он попросит вас снять дополнительные колесики. Шаг за шагом этот процесс приобретения повседневного навыка овладевается благодаря разбиению задачи на более простые, объяснениям и поддержке от родителей. Такие уроки продолжаются на протяжении всего этапа взросления ребенка. Процесс обучения ребенка езде на велосипеде является наглядным примером для обучения его другим навыкам повседневной жизни, будь то управление финансами, решение конфликтной ситуации с друзьями или проведение вечеринки со сверстниками в подростковом возрасте. Возможно, одна из самых трудных вещей для родителей состоит в том, чтобы позволить детям продолжать практиковать новые навыки как часть их повседневной жизни без вмешательства. Мы никогда не предполагаем, что после того, как ребенок научился ездить на двухколесном велосипеде, ему захочется вернуться к дополнительным колесикам. Но при этом как часто мы продолжаем одевать и обувать ребенка еще долго после того, как он способен это сделать и без нашей помощи?
Чувство порядка
Ключевым элементом в выработке навыков повседневной жизни детей является навык сохранять все опрятным и аккуратным. Если в детстве ребенок научится складывать и убирать вещи на место после их использования, то чувство порядка сохранится у него на всю жизнь. Приучайте ребенка брать только одну игрушку или книгу с полки за один раз, и возвращать его на то же самое место после игры. Большинство из нас может быть поражено тем, с какой скоростью образуется вокруг нас хаос, если мы разбрасываем вещи и не убираем их на место. Дети особенно чувствительны к этому. В то время как они чаще всего и являются создателями беспорядка, большинство детей считает трудным убраться после себя. Самый эффективный подход должен вымыться, как Вы продвигаетесь. В то время как некоторые дети могут родиться с геном «аккуратности», другие дети могут научиться с самого раннего возраста играть аккуратно, при этом их творческие порывы и интерес к игре нисколько не меньше, чем у тех детей, которые привыкли хватать все игрушки сразу и разбрасывать их. Родители должны мягко, но твердо установить правило, что после того, как ребенок поиграл с какой-нибудь игрушкой, он должен возвратить ее на место, и лишь после этого брать другую. Конечно, некоторыми игрушками лучше играть в сочетании с другими, например, можно построить из конструктора гараж, и тогда понадобятся машинки. Правила остаются те же: поиграл – убери прежде чем перейти к следующей игре.
Можно использовать надписи или картинки на коробках, обозначающие, что там должно храниться. Это поможет запомнить ребенку место для каждой вещи. Вы можете также положить фотографию на каждую полку, показывающую, как должна выглядеть вся полка, когда все игрушки, игры, книги и другие вещи находятся на своем месте. Это позволит детям использовать фотографию как образец для наведения порядка.
Я настоятельно не рекомендую использовать ящики и коробки для всех игрушек подряд. Они замечательно подойдут для конструктора или мозаики, т.е. игр, содержащих множество мелких деталей. Но книги, мягкие игрушки, куклы и машинки лучше размещать на низких полках, до которых ребенок может доставать.
Места для работы/игры
Вы, вероятно, не хотите, чтобы ребенок разрисовал в гостиной пальчиковыми красками или устроил наскальную живопись на стенах. Поэтому продумайте места, где лучше заняться каким видом деятельности, не создавая при этом беспорядок или затрудняя ребенку уборку. Чем-то лучше заняться на кухне или в ванной, там, где довольно просто убрать пролитую еду или краску. Если ребенок играет в гостиной, то это должна быть не середина комнаты, где взрослым придется перешагивать через него. Какие-то игры, такие как мяч или снежки, допустимы только во дворе.
Заведите свой порядок и научите ему ребенка, в какие игры нужно играть в каких местах, вместо того, чтобы наказывать или ругать его за незнание. Если же вы увидели, что ребенок играет в неположенном месте, отведите его туда, где его деятельность будет уместна и объясните, почему в эту игру нужно играть именно здесь. Если же ребенок устроил беспорядок, разумно, в зависимости от возраста вашего ребенка, ожидать, что он уберет за собой или по крайней мере поможет.
Это не всегда срабатывает с малышами. С ними запрет является единственной защитой! Не позволяйте им получить доступ к чему-то, что они не должны использовать. Некоторыми игрушками хорошо играть на диване. Некоторыми — за столом. Во многие игры дети любят играть на полу. Постелите ребенку маленький коврик или одеялко и поясните, что это место для его игры. Правило таково, что за границы коврика нельзя разбрасывать игрушки. Если же ребенок решил построить гигантский город из конструктора и одного коврика ему явно маловато, то постелите два коврика вместе. В любом случае, ребенок должен знать, что место его игр четко ограничено, и это точно не вся комната или квартира.
Научите своего ребенка самого готовить себе место для игр (достать тот же коврик, постелить его) и потом убирать его. Подумайте о том, удобно ли и безопасно будет ребенку брать и нести каждую игрушку или посуду с полки туда, где ему отведено место для игр. Покажите ребенку, что некоторые игрушки лучше нести вместе с коробкой, а некоторые по одной. Учите своего ребенка заботиться об игрушках и другом имуществе. Вместо того, чтобы наказывать его, если игрушка ломается, или сразу покупать взамен новую, найдите время, чтобы показать крохе, как использовать вещи правильно. Если игрушка или что-либо еще уже сломано, посмотрите, может ли она быть восстановлена, и превратите процесс починки в очередной интересный урок. Поощряйте ребенка помогать вам восстанавливать вещи и научите его, как сделать простой ремонт самостоятельно. Продемонстрируйте, как вы лично заботитесь о своем доме и поощряйте своих детей делать то же самое на ежедневной основе.
Красивые игрушки
Дети реагируют на красоту природных материалов, таких как дерево, серебро и медь. Выберите игрушки, инструменты и другие предметы быта, которыми ребенок сможет пользоваться исходя из их размера, легкости в обращении и красоты. Когда вы выбираете поднос, кувшин, вазу или посуду, которые вы и ваш ребенок используете в повседневной жизни, избегайте дешевых пластиковых вещей, обратите свое внимание на наиболее привлекательные материалы, которые вы можете найти и позволить себе. Цель состоит в том, чтобы привлечь интерес вашего ребенка и создать домашнюю обстановку и уют. Приучайте ребенка к эстетике окружающих вещей, которые радуют глаз красотой и гармонией и логично вписываются в интерьер вашего дома.
Воспитание детей по методу Монтессори: научитесь наблюдать за ребенком
Как родители мы часто чувствуем потребность направлять наших детей, но Мария Монтессори полагала, что мы должны следовать за ними вместо этого. Сколько времени Вы проводите, наблюдая за вашим ребенком? Я не имею ввиду пригляд за ребенком в то время, как вы делаете что-то еще. Я хочу сосредоточить ваше внимание полностью на вашем ребенке в течение длительного периода. Нет никакого лучшего способа начать использовать методику Марии Монтессори в вашем доме, чем сидеть и наблюдать, на что ребенок смотрит, что он говорит и что делает. Дети нам так много покажут и расскажут о себе, своих потребностях и интересах, если только мы найдем время, чтобы обратить на них свое внимание.
Как наблюдать
Вы можете держать ноутбук или журнал, в котором будете делать примечания и вести учет ваших наблюдений. Регулярно освобождайте немного времени для наблюдения за вашим ребенком. Садитесь близко к нему так, чтобы вы могли легко видеть и слышать его и других детей, с которыми он играет. Делайте примечания время от времени о том, что вы видите. Если вы будете вести ваши заметки достаточно долгое время, то у вас сформируется интересный дневник о поведении вашего ребенка в различных возрастах, который поможет вам заметить, какие стереотипы поведения проявляются у ребенка в определенных ситуациях. Попытайтесь интерпретировать то, что означает поведение вашего ребенка. Когда вы замечаете, что ваш ребенок проявляет интерес к чему-то новому, попробуйте воздействовать на него без давления. Думайте о способах, которые помогут вызвать интерес к новым видам деятельности, которые позже могут превратиться в достижения и успехи ребенка.
Что наблюдать
Помните, единственная вещь, на которую вы можете день за днем рассчитывать с детьми, это то, что их предпочтения, интересы, поведение и изменение способностей невозможно предугадать. Каждый раз, когда вы наблюдаете за своим ребенком, попытайтесь забыть о предыдущем опыте, и обращайте внимание лишь на то, что происходит прямо сейчас. В то время, как ваш ребенок играет, заметьте, какие игрушки он выбирает. Как он использует их? Он склонен играть один или с кем-нибудь? Со сверстниками или со взрослыми? Вы замечаете какие-либо стереотипы поведения в течение долгого времени? Смотрите, как ваш ребенок перемещается по дому. Он двигается спокойно или носится, сломя голову? Существует ли комната в вашем доме, в которой ребенок предпочитает находиться? Что, как вам кажется, привлекает его в той комнате? Во время еды обратите внимание, что ваш ребенок больше всего любит. Может ли он пить, не проливая, и использовать вилку и ложку надлежащим образом? Как ваш ребенок ведет себя во время еды? Это время, когда он любит поговорить о своем дне? Во время наблюдения подумайте дважды, если собираетесь вмешаться в деятельность ребенка. Ваша цель в данном случае состоит в том, чтобы извлечь уроки и выводы для себя из того, что он делает, чтобы не продолжать подпрыгивать и исправлять его.
Воспитание детей по методу Монтессори позволит вырасти ребенку независимым от чужого мнения, уверенным в себе, самостоятельным, решительным и самодостаточным.