Развитие и психология ребенка

Детская соционика или психологический тип личности ребенка

Новогодние подарки от магазина «Четыре глаза»

Важно ли для Вас знать какие качества заложены в ребенке, какой у него потенциал для развития способностей, как правильно направить усилия для развития его психологического типа личности? Конечно,  определить темперамент  ребенка, умственные способности и другие качества возможно  при общении и  занятиях с ребенком.

Однако не секрет, что в среде психологов  есть аспекты, влияние которых на психологический тип личности изучено очень мало. И соционика, как прикладная наука, помогает определить характеристики личности  с учетом этих аспектов, а именно таких, как:

  • Вид мышления
  • Особенности темперамента
  • Бессознательные мотивы поведения
  • Способы адаптации в социуме
  • Предрасположенность к определенному роду деятельности
  • И т.д.

Раннее определение психологического типа личности ребенка позволяет с максимальной отдачей использовать его наиболее сильные качества. А зная психотип ребенка, можно помочь ему развить  свою  индивидуальность  и предоставить возможность  занять соответствующую социальную нишу. Именно этими составляющими воспитания мы закладываем фундамент успеха, а, соответственно, благополучия наших детей!

Модель соционики

Давайте разберемся, что же это за наука — соционика. Соционика изучает психологический тип личности на основе модели, состоящей из четырех уровней:

  • Физический план (соматика)
  • Психологический портрет
  • Социальный аспект
  • Интеллектуальное развитие (творчество)

Каждому уровню модели психологического типа личности  соответствуют четыре соционических признака:

  • Сенсорика – физический план
  • Этика  — психологический портрет
  • Логика —  социальный аспект
  • Интуиция – интеллектуальное развитие

То есть каждый уровень развития модели связан с определенным соционическим признаком, и соответствует определенному способу переработки информации, а именно:

1. Связь физического уровня  с сенсорикой — умение хорошо владеть  пространством,  ситуацией, своим телом и чувствами.

2. Связь психологического уровня  с этикой — умение выражать свои чувства, выстраивать отношения с другими людьми, различать  эмоций людей.

3. Связь социального уровня с логикой – умение правильно воспринимать  объективный мир, логически мыслить  и анализировать поступающую информацию. 

4. Связь интеллектуального уровня  с интуицией — умение предчувствовать, угадывать и предвидеть события,  используя подсознательное восприятие  и абстрактное мышление. 

Основная идея  соционики заключается в том, что соционический тип заложен в человеке генетически. И личность формируется под влиянием  всех четырех  соционических компонентов — сенсорики, этики, логики и интуиции. Конечно, важными стимулами формирования психологического типа личности  ребенка являются внешние факторы — семья, школа, друзья, учителя, средства массовой информации и т.д.  Однако, они только влияют на мышление и поведение человека, но не более. Процесс формирования психологического  типа личности ребенка завершается к 15 — 17 годам. 

Основные признаки  психологического типа личности ребенка и методы ее определения

Признаки психологического типа  личности проявляются в большей или меньшей степени уже в раннем детстве.

До 2 лет идентификация психологического типа личности ребенка в основном осуществляется по внешним признакам, т.е. по сенсорному признаку, т.к. в этом возрасте остальные соционические признаки выражены слабо.

В возрасте от 2 до 7 лет начинает формироваться  этическая составляющая — ребенок начинает ориентироваться на свои физические желания и эмоциональное влечение (стремиться общаться с близкими людьми). При этом логика поступков и социальные нормы поведения  у ребенка еще отсутствуют, т.к. он еще не способен к восприятию этих аспектов. 

Признак логики проявляется в 5-7 лет, когда ребенок начинает знакомиться с нормами общественной жизни. С этого возраста, наблюдая за детьми, уже можно разделять психологический тип личности  по основным признакам Юнга – экстравертность или интравертность, стремление лидировать либо подчиниться.

Давая несложные задания детям или  наблюдая за их играми,  можно наблюдать их эмоциональные реакции.  И при анализе таких пар  признаков как «логика-этика»  и  «сенсорика-интуиция» с помощью определенной методики  уже можно  определить психологический тип личности ребенка.

Одним из эффективных методов определения психологического типа личности ребенка 5-10 лет в соционике является метод использования   картинок, в которых  закодированы основные Юнговские признаки. Выбор определенных картинок соответствует преобладающему типу мышления. Для оценки уровня логического и интуитивного мышления школьников средних и старших классов проводятся различные тесты с вопросами, позволяющими оценить психологический тип личности ребенка и, соответственно, определить  сферу применения сильных качеств ребенка, его профессиональную ориентацию. Как правильно помогать ребенку развивать способности почитайте ЗДЕСЬ.

Замечательное издание авторов А.А.Овчарова и В.В.Мегедь  «Личность вашего ребенка: диагностика, способности, отношения» предлагает методы тестирования детей, которые широко используются  в передовых странах мира. С помощью таких тестов возможно определить направление развития психологического типа личности ребенка,  и, соответственно, развить  приоритетные качества и сильные стороны, что является первостепенной задачей при воспитании детей.  Познакомиться с этими методами, и скачать  данное издание можно на нашем сайте  ЗДЕСЬ .

 

 

1 комментарий

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

/* ]]> */