Развитие и психология ребенка

Сказка в жизни ребенка и ее значение

значение сказки в жизни ребенкаСегодня мы поговорим про сказки в жизни ребенка и их значение в психологии ребенка. Но сначала вспомните, а как это было у вас, до скольки лет вы верили в Деда Мороза, что для вас это значило, как вы узнали, что Деда Мороза не существует, а может вы до сих пор верите в чудо?

Сказка в жизни ребенка – это тайна, чудо, ожидание встречи с волшебством.

Значение сказки в жизни ребенка

значение сказки - развитие фантазииРассмотрим по пунктам:

  • Вера ребенка в чудо
  • Радость, оптимизм, любознательность
  • Развитие воображения и фантазии
  • Развитие образного и логического мышления
  • Народные сказки знакомят ребёнка с традициями народа
  • Знакомство с нравственными эталонами, понятие о добре и зле
  • Знакомство с окружающим миром
  • Самое главное значение сказки — общение с мамой, чувство единства с ней.

А теперь подробнее.

Для ребенка очень важно с психологической точки зрения верить в чудо и волшебство. Чем дольше малыш сохраняет эту веру, тем лучше. Это поможет стать ему оптимистичным, веселым, умеющим радоваться жизни человеком и смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Если же вы хотите, чтобы из вашего ребенка вырос пессимист, расчетливый человек, неспособный удивляться, или человек, вечно ожидающий какого-то подвоха со стороны других людей и не ждущий от жизни ничего хорошего, можете смело уже в года три сообщить ребенку, что никакой бабы Яги и Деда Мороза не существует и не стоит верить в наивные сказки.

Только это неверный подход. Помимо радостного ожидания чуда сказки позволяют детям фантазировать, а значит, развивать воображение. Таким образом, ребенок еще и учится рассуждать на своем детском уровне. Можно придумывать сказки с участием всей семьи, где ребенок — главный герой.

Сказка в жизни ребёнка появляется с раннего детства и сопровождает его всю жизнь. Посредством сказки малыш знакомится с миром литературы, с окружающим миром, с человеческими взаимоотношениями.

Через сказки ребенок познает нравственные эталоны в поведении героев, которые впоследствии переносятся им в реальную жизнь.

Яркое противопоставление добра и зла, динамика событий, выразительный язык – всё это делает сказку интересной и доступной для понимания детей.

Что еще поможет ребенку фантазировать? Конечно же, ожидание подарка от Деда Мороза.

Очень плохо, когда у ребенка очень много игрушек и когда он получает их по первой просьбе. Тогда ребенок лишен возможности мечтать, и подарок к Новому году становится не таким ожидаемым и желанным, как если бы ребенок ждал его полгода и пытался перед сном представлять, что же такое подарит ему Дед Мороз. Либо если детство ребенка перенасыщено игрушками, он начинает извращаться, т.е. начинает сам заказывать игрушки, не всегда безобидные, например, может заявить, что хочет живого крокодильчика.

Главное, в погоне за праздником и за чудом не перестараться самим родителям. Мамочка хочет, чтобы у ее ребенка был лучший праздник. Сама шьет ему новогодний костюм, сама накрывает на стол, сама придумывает конкурсы. И к празднику оказывается выжатой, как лимон. Не нужно покупать ребенку дорогущую игрушку, если вы знаете, что она вам не по карману, не нужно из кожи лезть вон, чтобы угодить своему дитяте. Ребенку важно ваше искреннее внимание и забота, а не усталая мама, которая раздражается от каждого неверного шага ребенка. Еще хуже, когда мама начинает упрекать малыша: я столько для тебя делаю, а ты не слушаешься. Чем сбиваться с ног, лучше проведите это время спокойно в общении с ребенком, поиграйте или почитайте книжку, можно сделать новогодние украшения своими руками, главное, вместе.

Не надо манипулировать ребенком с помощью Деда Мороза и подарков. Например, «Плохо себя вел, не хотел одеваться на улицу, а Дед Мороз все видит и подарков тебе не подарит». Пусть Дед Мороз будет отдельно, а отношения с мамой, папой, бабушкой – отдельно.

Новогодняя сказка в разные возрастные периоды

новогодняя сказка в жизни ребенкаИтак, до 4 — 5 лет Дед Мороз и другие сказочные герои для ребенка – реально существующие персонажи, и мы спокойно с этим соглашаемся. Конечно, это в том случае, если ваш ребенок еще не разуверился в его существовании. Позже у ребенка появляются сомнения и вопросы: «Мама, а Дед Мороз настоящий?», «А почему у Деда Мороза голос, как у папы?» или он говорит: «А вот этот в магазине продавец в шапочке, он как будто Дед Мороз». Для ребенка это понятие «как будто» очень важное, оно говорит о том, что ребенок психологически зрелый. И когда ребенок спрашивает, а где настоящий Дед Мороз или кто из них настоящий, вы не отвечаете сами на эти вопросы, а предлагаете ребенку самому подумать и порассуждать на эту тему. И только когда вы видите, что ребенок, например, будучи в первом классе, точно уже сам уверен и говорит, что Деда Мороза не существует, тогда вы подтверждаете.

А к возрасту 11 – 12 лет ребенок должен прийти уже без детских фантазий, с четкой картиной реальности. Потому что последующий далее подростковый возраст подразумевает, что вы с ребенком можете и должны говорить на важные, взрослые темы. Это не значит, что ребенок перестает верить, что чудо существует. Но для взрослого человека под чудом подразумевается нечто другое (например, чудо рождения ребенка, чудо выздоровления безнадежного больного), а не то, что придет Дед Мороз, восстановит мир во всем мире, сделает всех здоровыми и счастливыми, стукнув посохом об землю.

Вечерняя сказка в жизни ребенка

вечерняя сказка в жизни ребенкаНеторопливое, напевное звучание русских сказок хорошо подходит, чтобы увлечь, успокоить, как бы заворожить ребёнка. Такие сказки лучше всего рассказывать перед сном.

Петь колыбельные песенки и рассказывать сказки своему ребенку родитель должен сам. Для ребёнка необходим личный контакт с мамочкой, ее живой голос, т.е. интонации, тембр,мимика и жесты.

Когда ребенок слушает ваш голос, в его голове рождаются образы персонажей, событий. А значит, развивается воображение и образное мышление.

Почему сказки хорошо рассказывать перед сном? Сказочные образы отвлекают ребёнка от внешнего мира, помогая ему легче перейти в мир снов, становящихся продолжением рассказанной сказки. Поэтому нельзя во время рассказывания думать о посторонних вещах: недоваренном супе, любимом сериале или новых сапогах. Такое несоответствие слов и образов вредно для ребёнка.

Итак, пришло время вечерней сказки. Лучше, чтобы вы знали её наизусть. Книжка, особенно с картинками, будет отвлекать ребёнка. Вечернюю сказку не нужно рассказывать в другое время.

При рассказывании вечерней сказки не нужно говорить голосами героев, не стоит сильно проявлять эмоции. Ровное, спокойное повествование, гласные звуки произносятся протяжно, почти как при пении. Если сказка закончилась, можно без перерыва начать рассказывать сначала или с любого удобного места, или начать петь колыбельную.

Буду признательна, если нажмете на кнопки социальных сетей

1 комментарий

  • Я думаю что ребенку лучше верит в Бога. Он всегда рядом, независимо от времени года. И даже когда вырастет, он не обидится на родителей, не будет смеяться над родителями которые пытались ему внушить что он существует. (я с детьми работаю и общалась с ними на эту тему).

Оставить комментарий