Механизмы психологической защиты у детей

Развитие ребенка

Мехнизмы психологической защиты у детейЧто такое психологическая защита? Это то, что помогает ребенку пережить трудные для него ситуации. Стыд, страх, боль, усталость – все это для маленького человека стресс, с которым он пока осознанно не умеет справляться. Поэтому его бессознательная часть делает это за него автоматически. И если подсознание является врожденным, то сознание ребенка развивается в процессе роста и развития под влиянием воспитания и окружающей среды.

К 6 годам ребенок уже должен усвоить основные нормы поведения, соответствующие той или иной ситуации, научиться себя контролировать. Он берет пример с родителей, ориентируется на их одобрение или порицание. Если же ребенка часто наказывают, то у него происходит разлад между его внутренними желаниями и завышенными требованиями взрослых, что может привести к нарушению психического здоровья.

В этой статье мы рассмотрим, какие механизмы психологической защиты использует ребенок, и во что это может вылиться, если ребенок не развивается психически соответственно своему возрасту.

Механизмы психологической защиты. Идентификация

Пока ребенок мал, он подражает поведению взрослых. В первые годы жизни ребенок берет пример с мамы и папы, в младшем школьном возрасте – с учителя, в старшем – со старших товарищей или уважаемых им взрослых.

Многие родители не понимают, что ребенок делает не так, как ему говорят, а так, как он видит это на примере родителей. Если ребенок растет в дружной, счастливой, доброжелательной семье, то и сам он вырастет таким. Если же вы приучаете ребенка радоваться каждому дню или быть отзывчивым только на словах, а сами этими качествами не обладаете, то не удивляйтесь, что и ребенок этому не научится.

Также читайте на нашем сайте:  Ребенок боится темноты

В подростковом возрасте дети начинают идентифицировать себя с ребятами постарше (как правило, это те ребята, с которых на самом-то деле и не стоит брать пример). Или же с героями фильмов, знаменитостями. Идентификация подростка себя с несуществующими персонажами или лицами, с которыми он в действительности не знаком, приводит к тому, что подросток может начать жить в мире фантазий, отрывается  от реальности.

И если в детском возрасте идентификация закономерна и оправдана, то во взрослом она характеризует невротическую личность. Не создавайте себе кумиров и научитесь полагаться на свой разум, и тогда вы сможете жить реальностью, управлять и радоваться ей.

Механизмы психологической защиты. Примитивная изоляция

Самая простая психологическая защита. Например, когда ребенок расстроен или устал, когда он вымотан физически или морально, он засыпает. Этот уход в иное состояние сознания – это такая автоматическая реакция, которую можно наблюдать даже у самых маленьких детей.

У взрослых эта защита тоже может сохраниться. Только проявляться она может по-другому. Например, такие люди склоняются к употреблению каких-нибудь веществ, вызывающих изменение сознания. Таким образом они избегают конфликтных ситуаций вместо того, чтобы решать их. Соответственно, человек перестает морально расти.

Механизмы психологической защиты. Отрицание

Ребенок может рассуждать приблизительно так: «Если я чего-то не признаю, значит, этого не случилось». Когда взрослый человек узнает о неотвратимости своей или чужой смерти (значимого человека), первая реакция «нет, этого не случилось». Тоже самое происходит и с ребенком. Смерть близкого человека он может воспринимать как отъезд того далеко и надолго.

Родителям нужно понимать, что отрицание хорошо до поры, до времени. Если же по мере взросления ребенок не хочет возвращаться в реальность, то следует задуматься о психологической помощи.

Также читайте на нашем сайте:  Второй месяц жизни ребенка

Взрослый человек, для которого отрицание является основным защитным механизмом, всегда будет настаивать на том, что все прекрасно и все к лучшему, даже если земля разверзнется у него под ногами.

«Всемогущий контроль»

Когда человек рождается, у него еще нет внешних границ между ним и окружающим миром. Он и окружающее его являются единым целым. Соответственно все, что происходит вокруг него, ребенок воспринимает на свой счет. Он считает, что он этим управляет и контролирует. Малышу холодно, он захныкал, его укрыли одеялом. Он считает, что это он добыл тепло, сам. Т.е. осознания, что есть элементы контроля, которые не зависят от него, еще не появилось.

Продолжение

 

Оцените статью
Be-happywoman.ru
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.